Экс-премьер-министр Амангельды Муралиев поделился мнением по поводу того, почему Кыргызстану необходимо срочно вступить в Таможенный союз.
- Амангельды Мурсадыкович, как вы оцениваете нынешнюю полемику вокруг предполагаемого вступления Кыргызстана в ТС?
- В настоящее время благодаря некоторым отечественным политикам и экономистам в обществе продолжаются дискуссии о целесообразности вступления республики в ТС. При этом вся полемика сводится к двум, абсолютно некорректно ставящимся вопросам.·Якобы произойдет утрата суверенитета в части формирования самостоятельной экономической политики. Якобы будет нанесен неприемлемый ущерб экономике страны и обусловленное этим нарастание макроэкономического дисбаланса, бюджетного дефицита со всеми очевидными социальными издержками.
Но как же тогда относиться к регулярно подписываемым с МВФ и МБ меморандумам, определяющими всеобъемлющие конкретные условия поддержки, куда относить преференциальный режим поставок энергоресурсов, в какой мере постоянно возрастающая внешняя задолженность определяет степень самостоятельности экономической политики государства?
- Что же следует учитывать, чтобы прийти к адекватным выводам?
- Во-первых, надо для самих себя выяснить, в чем заключается наш национальный интерес, совпадает ли он с основным вектором развития ТС.
Во-вторых, следует комплексно оценить нынешнее состояние экономики, достаточность для экономического роста собственных воспроизводственных ресурсов. Мы не обойдемся без устойчивого рынка сбыта отечественных товаров и услуг. В противном случае мы будем обречены на вечную борьбу за выживание в глобализирующемся мире.
Отечественным политикам-популистам пора осознать свою ответственность перед народом за свои безответственные заявления, дезориентирующие народ, заставляющие понапрасну растрачивать ресурсы нации.
В-третьих, следует учитывать, что ТС – это экономический союз, а не политический. Следовательно он не предполагает создания наднациональных политических структур, о чем прямо заявляют и наши, надеюсь, будущие партнеры по ТС и, в дальнейшем, по Евразийскому союзу Казахстан и Беларусь.
В-четвертых, быстрейшее вхождение в ТС дает дополнительную возможность усиления наших позиций в новом, интеграционном объединении ЕЭП, где и будут реализовываться ключевые преимущества интеграции – свобода движения капитала, трудовых ресурсов, основы формирования единого рыночного пространства, следовательно и доступа к новым технологиям за счет интенсивного наращивания производственных кооперационных связей, что и даст нужный импульс для устойчивого индустриального развития Кыргызстана на длительную перспективу.
- Какие основные геоэкономические и геополитические риски вы видите в интеграционных проектах для Центральной Азии?
- Наверное, ни для кого уже не секрет, что развитие процессов глобализации во многом определяется продолжающимся ростом экономики, порождающим конкурентную борьбу за рынки сбыта, создание новых товарных рынков. И побеждают в этой борьбе страны, союзы, которые располагают или способны консолидировать огромные инвестиционные ресурсы, эффективно использовать свои естественные конкурентные преимущества, наращивать их в результате новых технологических прорывов. Вся новейшая история современного мира показывает: добиться этого могут только сверхдержавы, такие как США, КНР, в недавнем прошлом СССР или союзы государств. Естественно, первые союзы создавались как торговые, постепенно созревавшие до торгово-экономических союзов, последовательно продвигающих и защищающих свои общие интересы на мировых рынках. Именно этим и определяются сначала геоэкономические, а затем и геополитические интересы сверхдержав, союзов и блоков стран, которые в зависимости от масштабов своих экономик, динамики и качества экономического роста, ограничиваются отдельными регионами и носят общемировой характер.