Конфликты и ресурсы

Конфликты и ресурсы
Конфликты и ресурсы

На сегодня Кыргызстан накопил огромный конфликтный потенциал, который с переменным успехом выливается в разные протестные формы. Конечно, замечательно, что власти периодически проводят многочисленные культурные мероприятия и семинары, обучающие психологии конфликта, посещают постконфликтные тренинги, но надо узнать прежде всего причину недовольства народных масс и устранить ее.

Аналитики видят три основных причины этому: коррупции, несправедливый доступ граждан страны к ресурсам- земле и воде, зданиям. Несмотря на то, что нынче сельское население составляет большую часть граждан страны.

Конфликты и ресурсы
Конфликты и ресурсы

Состояние дел в данном вопросе лучше всего отражают цифры. Итак, по словам Улары Нарусбаевой, статс-секретаря Национального агентства по делам местного самоуправления, после того, как в стране из 2х форм собственности ( государственной и частной) вследствие реформы все народно-хозяйственные объекты переданы местным сообществам, всего насчитывалось 7443 объекта в виде зданий и сооружений. Однако переданы были местным сообществам только 5452 из них по причине халатности чиновников, неправильного управления и прочим. Таким образом, более 2х тысяч объектов были недополучены в собственность МСУ.

Позже еще за 20 лет были переведены на рельсы МСУ еще 3392 объекта, вновь построенные. Итого на сегодня собственностью местного самоуправления имеется 8844 объектов, однако с юридической точки зрения полные права на них муниципалитеты имеют только после наступления государственной регистрации. К сожалению, лишь 20 процентов зарегистрированы в собственность местных сообществ, остальные члены местного сообщества рискуют потерять. Ситуация в плане защиты прав собственности местных сообществ государственной регистрацией попросту катастрофическая.

Конфликты и ресурсы
Конфликты и ресурсы

Одновременно в республике постоянно говорят о дефиците средств местных бюджетов, забывая, что каждый орган МСУ является владельцем мощнейшего ресурса для получения дополнительных доходов - муниципальной собственности. А ведь неэффективное управление муниципальной собственностью отражается на низких доходах местного самоуправления. Постоянно слышно, что нет денег на безопасные и чистые дороги, на установку светофоров и благоустройство дворов, на благоустройство арычной системы и поливную воду… Очень много « НЕТ!» В большинстве случаев нет инвентаризации земельных ресурсов, нет Реестра и других важных документов, доступных населению: отсюда и начинается коррупция. По данным ИПР, муниципальная земля и муниципальные объекты являются предметом коррупционных сделок – 64 %

Помочь изменить ситуацию взялось ОБСЕ, профинансировав стартовавший в марте проект «Усиление потенциала органов МСУ Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей в целях снижения конфликтного потенциала за счет эффективного управления ресурсами». Исполнителем выступил Институт Политики развития. По словам его директора Надежды Добрецовой, выбор пал на южные регионы, так как именно там очень низкий уровень доверия населения к органам МСУ. Это так же связано с учетом прошлогодних событий, а также с приграничными территориями Баткенской области.

Конфликты и ресурсы
Конфликты и ресурсы

ОБСЕ выбрал наиболее часто встречающиеся 30 АО из общего списка. За 8 месяцев результат работы оказался весьма ощутимым: в 28 Айыл Окмоту найдено еще 330 объектов. Самым результативным стал Ноокенский АА Джалал-Абадской области, где после сверки данных с Госрегистром аймак насчитал 120 объектов МСУ вместо первоначальных 29-ти.

Из общего количества объектов МС (1212 шт), муниципалитетам предстоит провести государственную регистрацию 503 объектов, что составляет 41%.2 АО провели полную 100 % регистрацию объектов МС в Госрегистре;2 АО– провели полную на 90 % и 86,5% регистрацию объектов МС в Госрегистре;5 АО частично прошли процедуру полной регистрации своих объектов МС; 14 АО произвели частичную предварительную регистрацию.

Конфликты и ресурсы
Конфликты и ресурсы

В 22 АО (73% из 30) разработаны и утверждены Постановлением АО Новые формы Реестров объектов МС. В 26 АО разработана Классификация объектов МС, в 24-х АО утверждена Постановлением кенеша. Если в начале проекта наличие Нормативно-правового акта было только у 2х АО, то к концу проекта 23 АО разработали НПА и утвердили на сессии местного кенеша 22 АО. Не имея такого документа, сельские муниципалитеты не могут правомерно осуществлять сделки с объектами недвижимости – продавать, сдавать в аренду, предоставлять в пользование. Тем не менее, проект выявил случаи, когда айыльные аймаки совершали сделки в отсутствие правил и процедур, утвержденных местным кенешем, что нарушает право жителей муниципалитета и чревато несправедливостью и коррупцией при операциях с муниципальной недвижимостью и землей.

Проект показал, что муниципальная собственность является потенциально конфликтным предметом взаимоотношений разных сторон, конфликтный потенциал можно снижить, управляя ею качественно, прозрачно и справедливо.

Конфликты и ресурсы

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.