Создать аккаунт
Главная » ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ » "Город Красной Долины"

"Город Красной Долины"

9 383


"Город Красной Долины"

Поселения ранних кочевников городище "Чигу"


Со II в. до н.э. саков сменили усуньские племена, которые составили независимое политическое образование. Усуньский владетель (гуньмо) располагал хорошо вооруженной конницей. Ставка его была на берегу оз. Иссык-Куль. Средневековые источники отмечали его ставку то на южном побережье Иссык-Куля, то в его восточной части, то вообще в Чуйской долине. Вокруг вопроса о локализации ставки усунь г. Чигу высказывались различные мнения.

"Город Красной Долины"
Собор керамики на городище "Чигу"


К примеру, по мнению известного кыргызского историка Б. Солтоноева, в I в. до н.э. усуни построили на юго-востоке Иссык-Куля, точнее в Джууку, город, называемый Чигу. Он писал: «По-моему, Чигу тот же Джууку, т.к. в то время в арабской письменности не было буквы «ч», они вместо нее писали букву «ж», от этого слово «Чигу» изменилось в «Джууку». «Чигу» в переводе с китайского означает «зеленое поле», «зеленая равнина» и «теплая вода» или «Город красной долины». В.В.Бартольд не отрицает убеждения Н. А. Аристова в том, что Чигу находился именно в устье р. Кызыл-Суу. А. Н. Бернштам в свое время придавал большое значение этимологии слова «Чигу» «Город красной долины» - и предложил искать Чигу в районах выхода горных пород красного цвета, т.е. от Джеты-Огуза до ущелья Джууку.

"Город Красной Долины"
музей сш. с. Сары-булун находки с городища "Чигу"


Наиболее ранние сведения о Чигу вошли в «Шидзи» («Исторические записки») со слов китайского путешественника Чжан Цяня. Он единственный из информаторов, кто лично посетил владыку в его ставке - г. Чигу. В китайских источниках название усуньской ставки буквально передано как «Чигучэн», где термин «чэн» означает укрепленное стенами поселение. В «Цзяньхань-шу» при описании смуты во владениях усуней упомянуто, что гарнизон Чигу выдержал многомесячную осаду превосходящих сил противника. Последнее обстоятельство позволяет предполагать наличие если даже и неприступных, то вполне солидных фортификационных укреплений вокруг города.
На дне Тюпского залива Иссык-Куля в ходе археологической экспедиции 80-х годов ученые обнаружили крупное городище античного времени. Находки свидетельствовали о том, что оно существовало в пределах I тыс. до н.э. В.Мокрынин и В.Плоских высказали интересную гипотезу - это Чигу столица античных кочевников, упоминавшаяся в китайских источниках .

"Город Красной Долины"
Сосуд на дне озера Иссык-Куль городище "Чигу"


В сезон 1985 г. одной из задач Иссык-Кульской археологической экспедиции стал осмотр акватории Тюпского залива. Найдено множество фрагментов керамики, зернотерок. Целый ряд других признаков указывал, на то что здесь было крупное поселение I тыс. до н.э. Впоследствии выяснилось, что обнаружено поселение с культурой не известной археологам. Первоначально ученые назвали городище (по местности) Сары-Булун, не рискуя сразу связать его с Чигу. На городище Сары-Булун за три полевых сезона работы удалось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которые дают представление о жизни обитателей городища, их занятиях и быте. Все предметы долгое время находились в воде и были покрыты известковыми наростами. Значение открытия городища заключалось в том, что впервые в Северном Кыргызстане было найдено городище, функционировавшее в I тыс. до н.э., и в том, что его идентифицировали с античным Чигу ставкой вождя могущественного усуньского союза кочевников. Об этом свидетельствовали некоторые аргументы: по письменным источникам, на том же месте где сейчас Сары-Булун, должен был находиться Чигу. Прежние поиски учеными развалин Чигу не выходили за рамки треугольника Тюп — Пржевальск (ныне Каракол) - Тосор.




"Город Красной Долины"
Размытая могила, на фото видна часть бедра городище "Чигу"


Большая часть распространения и плотная насыщенность развалин остатками материальной культуры свидетельствуют, что здесь когда-то была не какая-то зимовка, а крупный по тем временам населенный пункт, среди построек которого были и капитальные сооружения .
Сары-Булун – единственное известное археологам крупное поселение I тыс. до н.э. на территории Иссык-Кульской котловины. Письменные источники упоминают название только одного крупного населенного пункта на этой же территории - ставку усуньского правителя г. Чигу.
На предварительной стадии обобщения археологических материалов были сделаны следующие выводы: Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н.э., как это представлено в некоторых современных трудах зарубежных ученых. Он уже существовал и только впервые упомянут в китайских летописях в связи с событиями этого времени. Жизнь на городище документируется археологическими находками, по меньшей мере, на 500 лет раньше этого первого упоминания, что позволяет предполагать местоположение здесь ставки еще раннесакских вождей.
Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев.
Культура оседлого населения Прииссыккулья в I тыс. до н.э. была тесно связана с культурой среднеазиатских поселений, прежде всего Ферганы.
Возникает вопрос: могла ли быть такая катастрофа на Иссык-Куле, унесшая на дно озера целый город? На основании многочисленных письменных источников, картографических и археологических материалов кыргызские ученые выделили четыре фазы высокого и четыре фазы низкого стояния уровня вод оз. Иссык-Куль, за которыми следовали катастрофы и уровень озера поднимался.

"Город Красной Долины"
затонувший курган близ городища "Чигу"


Природные катаклизмы, естественно, играли решающую роль в социальной жизни окрестного населения. Катастрофы природы и жизнь людей находились в постоянной взаимосвязи.
Приблизительно на рубеже нашей эры (или несколько раньше) началась очередная трансгрессия озера. Воды его поднялись по реке, затопили дельту, а потом и всю долину до высоты нынешнего пopoга со временем под водой оказался и юрод Чигу. Усуни вынуждены были перенесли свою ставку в другое место. По традиции ставка продолжала именоваться Чигу, а на исторических картах обозначалась то в Чуйской долине, то в Кочкорской котловине, то в горах Центрального Тянь-Шаня. Вероятно, в начале новой эры правители усуней уже не имели постоянного места пребывания
Поколения сменялись поколениями, одни народы гибли, другие приходили им на смену.. Обнаружение и археологическое изучение остатков усуньской столицы города Чигу на бepeгy и под водой - образцовый пример того, как по археологическим разрозненным материалам можно восстановить страницы истории, как археологические памятники исчезнувших культур могут стать бесценным источником сведений по истории кыргызского народа.
Однако памятник Чигу полностью еще не исследован. Предстоит продолжить археологические экспедиционные работы и не только на бepeгy, но и под волнами Иссык-Кульского залива.

Лужанский Д.В.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК