Финансы - кровеносные сосуды экономики

Финансы - кровеносные сосуды экономики
Финансы - кровеносные сосуды экономики

Объективно, финансовые ресурсы являются одним из основных факторов производства. Именно так охарактеризовал прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Заместитель бизнес-омбудсмена КР Сергей Пономарев. «Подобно тому, как организм не может жить без циркуляции крови, так и поступления от инвесторов призваны способствовать улучшению макроэкономики в целом и микроэкономики на местах. Экономика страны нуждается в постоянном притоке финансов».
Именно поэтому привлечение ПИИ в экономику КР – одно из приоритетных направлений экономической политики нашего государства и взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами. В итоге мы убеждаем всех вокруг в благоприятном инвестиционном климате у нас для иностранного бизнеса и призываем предпринимателей активно инвестировать в экономику Кыргызстана.

Цифры красноречивее слов

Согласно опубликованным 12 марта 2021г Нацстаткомом данным, по сравнению
с 2019 годом поступление прямых иностранных инвестиций составило $477,6 млн взамен $ 1 076,9 млн, сократившись на 55,6%. Причем в структуре ПИИ сократились все составляющие, за исключением прочей кредиторской задолженности.
Отток же прямых иностранных инвестиций в 2020 году в сравнении с 2019 годом увеличился на 20,1% и составил $ 808,1 млн, превысив уровень притока на $ 330,5 млн.

Советник премьер-министра Кыргызской Республики по макроэкономическим вопросам Кубатбек Рахимов сказал, что главными направлениями инвестполитики являются следующие: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования. Однако де-факто иностранные инвесторы предпочитают выбирать наших соседей.
Ну если де-юре все так хорошо, почему тогда инвесторы к нам не идут?

Ответ на вопрос можно поискать в анализе инвестиций в горнорудную отрасль Кыргызской Республики. Динара Жумабаева, юрист, говорит: « У нас не разработан комплекс мер по снижению местного конфликтного потенциала в горнодобывающей отрасли. Необходимо рассматривать основные факторы, вызывающие недовольство местных жителей проведением разведочных и добычных работ, не созданы инструменты по их решению. Предлагаемые меры должны быть составлены в соответствии с принципами передовой международной практики и в рамках системного подхода, где экономическое развитие сопровождается социальной справедливостью и вовлеченностью, а также устойчивостью окружающей среды».

Реальное состояние дел по отношению местного населения к деятельности инвесторов состоит в том, что действующее законодательство не полностью отвечает требованиям как таковой. Основные изменения были введены в действующее законодательство в 2012 году. Согласно Закона «О лицензировании», Закона «О недрах» и т.д, инвесторы должны оплачивать ПУЛ (платежи за удержание лицензии), а также должны оплачивать бонусы за содержание С1 и С2 . ПУЛ идут на счета айыл окмоту, на территории которых находятся разрабатываемые объекты месторождений. Это только один вид пошлин и сборов, также существуют платы в Госгортехнадзор, агентство по защите лесных угодий и охране окружающей среды, водным ресурсам; другим фискальным органам.
Данные денежные средства должны направляться на улучшение социально-экономического благосостояния населения. Однако реальное положение дел горит об обратном. Население практически бедствует, несмотря на то, что на их территории находятся крупные месторождения золота, алюминия, олова, никеля, и.т.д.
У нас в республике находятся такие гиганты разработок, как: Кумтор, Джеруй, Талдыбулак-Левобережный, Чактал и т.д. отчисления от которых идут напрямую на счета госструктур. Неисполнение законов самими структурами госорганов приводит к коррупции и разбазариванию денежных средств, так как нет контроля со стороны местного населения. В итоге, на местах нет новых школ, детских садов, учреждений соцкультбыта, нет проложенных новых дорог, линий электропередач, водоснабжения и т.д.
Необходимо разработать Горный Кодекс, с введением системы «зеленого коридора» для инвесторов, а также принципа «Единого окна». Отчисления от инвесторов должны направляться напрямую на счета, отвечающие за улучшения благосостояния населения. Также, необходим Закон «Об исторических затратах», которые в бытность СССР по горнорудной отрасли единой страны разворачивались крупномасштабные работы по геолого-поисковым и по разведовательным мероприятиям. Возводились крупные комбинаты по переработке недр и обогатительные фабрики. Создавались крупные фонды и архивы по сохранению материалов крупных разведок, имелась огромная картотека и литература, велась оцифровизация документов и т.д. На эти цели выделялись централизованные денежные средства, как для развития стратегического направления отрасли.

На данный момент все горнорудные компании используют практически готовые материалы из фондов, картографии и архивов. Все эти затраты должны быть восполнены и возвращены инвесторами по разработке месторождений. Для этого нужна адекватная ценовая политика, полный контроль со стороны соответствующих профильных госорганов и полная подотчетность населению местных айыл окмоту, органов местного самоуправления.
Месторождения являются достоянием республики и все блага, полученные от разработок месторождений должны идти для повышения уровня жизни населения по необходимости, а также с учетом потребностей наших будущих потомков. Необходимо рентабельно подходить в разработке месторождений и беречь стратегические запасы для будущего нашей республики.

Наряду с этим потенциальные инвесторы отмечают, что готовы инвестировать, если экономические условия будут позволять извлекать прибыль, если в страну придут порядок и стабильность. Не надо забывать и еще одно правило бизнеса- " деньги любят тишину"
Ну а пока.... Имеет то, что имеем.

Продолжение следует...
Ирина Байрамукова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.