Нужна ли нам исламская экономическая модель?



Нужна ли нам исламская экономическая модель?

Сегодня некоторые специалисты считают ее вполне привлекательной альтернативой традиционному банковскому кредитованию.

Cправка. Существуют различные определения Исламской экономики. Одно из них - ИЭ основано на принципах Корана и сурах Пророка, а также выводах мусульманской доктрины об организации хозяйственно-правовой деятельности общества. О том, что наблюдается роcт ИЭ в мире, говорят цифры: если в 2005г объем операций в мире по исламским принципам финансирования составлял около 2х млрд$, то в 2011г он превысил отметку в 1триллион $. Международные исламские банки открывают свои филиалы в разных странах мира.

На сегодня единственная страна, полностью внедрившая ИЭ, - это Иран. Также монистическую модель ИЭ успешно применяют Пакистан, Судан. А вот в Малайзии, Бахрейне и других мусульманских странах больше практикуется дуалистическая экономическая модель. По мнению некоторых кыргызских экономистов, подобная модель, то есть сочетающая монистическую и традиционную модели, может быть применима и в Кыргызстане.

Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

Справка.
Монистическую модель характеризуют :
-Поэтапный или единовременный отказ всех банков в государстве от использования ссудного процента в своих операциях.
-На сферу внешнеэкономических отношений запрет ссудного процента не распространяется. При этом государство должно прилагать все усилия для скорейшего погашения государственного долга и процентов по нему.
-Реформы по исламизации финансового сектора в основном затрагивают макроэкономичесий уровень. Микрофинансовые институты практически не были охвачены исламизацией и продолжают использовать ссудный процент в своей деятельности.
-Запрет ссудного процента может быть установлен на законодательном уровне либо в виде специального закона, либо в виде подзаконного акта.

Традиционную модель характеризуют :
-Отсутствие специального законодательства, регулирующего статус исламских финансовых институтов .
-Исламские банки рассматриваются в законодательстве либо как обычные банки, либо как небанковские кредитные организации.
-В силу требований действующего законодательства исламские финансовые институты ограничены в возможностях применения некоторых исламских методов финансирования.


Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

«До сих пор мы говорили о либерализации экономики в нашей стране, также было обсуждение социально-ориентированной рыночной экономики, так как основными донорами в КР на сегодня являются те, которые работают по традиционному способу финансирования,- говорит Председатель Экономического клуба Мурат Шаымкулов,- Исламский мир богат и готов предоставить свои деньги сегодня остро нуждающемуся в инвестициях Кыргызстану, но, как правило, капитал в основном приходит благодаря личным взаимоотношениям, как на официальном, так и на неофициальном уровнях. Пока Кыргызстан может продемонстрировать свои взаимоотношения с исламским миром в основном по вопросу хаджа» .
Экономист и аспирант Малазийского центра по привлечению инвестиций Данияр Мамыров говорит: «В 2011г благодаря грамотно проведенной организации Хаджа впервые в бюджет Кыргызстана в виде налогов было начислено 1 миллион 400 тысяч$. Сумма в размере 13 млн$ собрана с учетом стоимости хадж- паломничества в размере 2600 $ для каждого паломника. На ближайший 5 - летний период готовы совершить хадж и забронировать свои места заранее такое число паломников из Кыргызстана, что сумма собранных средств может достичь 65 млн$».

КР- член исламского банка развития и всех его структур. КР в 2006г запускал пилот в рамках Меморандума о взаимопонимании между КР и Исламским банком развития и ОАО «Эко Банк» (сегодня преобразованный в «Экоисламикбанк») относительно внедрения исламских принципов финансирования в нашей стране. Меморандум действует и поныне, в нем несколько направлений: зарождение пилотного исследовательского института (один из элементов его работы- это создание нормативно-правовой базы по «такафул» и выпуск «сукок»-облигаций).

Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

«Когда был Фонд развития, то я занимался исламским направлением Фонда Развития,- рассказывает Учкун Ташбаев, независимый эксперт,- Уже была достигнута договоренность о проведении первой операции- создании « Агропродкооперации», Максим Бакиев даже обещал выделить 20 млн$ из 300 млн$ российского кредита. Была идея привлечь арабские деньги на создание Исламского окна в ФР. Но не успели».




«По вопросам профессионального бухучета, налогообложения, внедрения исламских принципов банковского дела и финансирования в нашей стране не ведется серьезной работы,- считает Ташбаев, - ВКР впервые зарегистрирована исламская микрофинансовая организация, а от 26 октября 2011г утверждено положение о регулировании рынка МФО.Но существующее в КР законодательство в отношении лоббирования ИПФ идет только по очень узкому сектору, по 4-5 положениям, хотя в исламской экономике порядка 25-ти основных операций. Подготовлены какие-то проекты, но в целом законодательства нет»

Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

По мнению отечественных специалистов, если мы хотим привлечь исламские финансовые институты для активного участия в наших экономических процессах, нам надо сделать так, чтобы инвесторам было доступно, понятно и комфортно приходить к нам с деньгами. У нас же нет полноценной правовой базы для развертывания работы с большими крупными арабскими банками/инвесторами.

Возможно, поэтому Кыргызстан в последнее время очень мало обращался в исламский регион. Скорее это были попытки выхода властей на контакты «туда» и всплески внимания «оттуда», но в итоге удалось в основном установить контакты с Саудовской Аравией, а вот такие страны, как Кувейт, например, с нами тесно не работают.
Инвестор не придет, если не «прописать» нормативно – правовое поле. Допустим, инвестор придет, но у инвестора из арабской страны обязательно возникнет вопрос: « Если я выплачу налог, а не будет ли это считаться «Закятом» (то есть накопление в соответствии с ПИФ)?

Исламские Принципы Финансирования ( ИПФ) требуют выполнения следующих условий:
-наличие правовой базы, регламентирующей правомочность и порядок и порядок их исполнения;
- наличие потребности населения в продуктах и услугах ИПФ;
- наличие самих исламских финансовых институтов, предоставляющих услуги данного вида.


Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

«Экоисламикбанк» - на сегодня единственный банк в КР, который идет по дороге ИПФ.
Недостатка в финансах там нет. По словам специалистов, там уже 3 года не востребованы 5,5 млн$, и в банке не знают, кто их возьмет. Для того, чтобы их « взять», надо начать работать по ИПФ. Спрос есть, но на сегодня никто не может обосновать «Экоисламикбанку» , что будет применять « правильные» инструменты.

Сегодня отмечены такие предприниматели- мусульмане, которые выплатят в десять раз больше « закята» какому-либо детскому дому, нежели решат выплатить из своего оборота в доход государства, потому что у нас Муфтият и Государство не пришли к единому мнению, чтобы сделать так, чтобы эти мусульмане чувствовали себя «чистыми перед Аллахом». Надо прописать государственно-правовое поле.

«Кыргызская исламская модель» должна существовать параллельно с уже налаженной традиционной моделью и должна конкурировать с ней. Безусловно, это альтернатива существующей системе.

Она позволит той прослойке населения, которая придерживается ислама, кредитоваться.
Брать кредиты в традиционных банках эти люди отказываются, так как выдача кредитов и их получение , где есть процентные ссуды- это грех с точки ислама. Выгоды для КР- это либерализация отношений.

На сегодняшний день КР стоит на переходном этапе преобразования своей экономики от командно-административной к новой модели исламского капитализма.

Нужна ли нам исламская экономическая модель?
Нужна ли нам исламская экономическая модель?

Исламская экономическая модель- это не только финансы и финансовые услуги, это еще и земельное и налоговое право, халал-производство и торговые отношения. На сегодняшний день на рынке страны существует множество продукций и услуг под названием « Халал» и « Мусульманская». Это доказывает, что в современном мире халал перестал быть только религиозным понятием, а крепко пустил корни в сферу рыночных отношений, где общий мировой товарооборот составляет 2,1 триллионов $.

«Только комплексный подход во внедрении ИЭМ позволит Кыргызстану устоять и далее развиваться во время глобального финансового кризиса. Этот подход помимо принятых стандартных норм должен учитывать идеологию, национальную специфику общества и его духовные амбиции»,- говорит Учкун Ташбаев.

Мы ушли от советского тоталитаризма. Если КР покажет политическую готовность внедрять институциональную законодательную платформу, не будет ли это дорогой в исламский тоталитаризм? Когда мы стремимся в исламскую экономику или пытаемся создать условия для нее– какие преференции для нас от исламских фондов?

Словом, вопросов у бизнес-сообщества и у гражданского общества еще много.

Соб.корр Time.kg : Ирина Байрамукова

Полный фоторепортаж на сайте: www.photo.kg


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.