Устойчивость внешнего долга Кыргызстана подвергли сомнению
Несмотря на текущую благоприятную экономическую динамику и существующие ограничения на рост внешних заимствований, при таком государственном бюджете властям сложно будет сохранить устойчивость внешнего долга. Такой вывод содержится в очередном "Макромониторе СНГ", опубликованном Аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР).
По их данным, несмотря на то что бюджет 2013-го основывается на консервативных прогнозах по доходам и включает в себя меры по ограничению неприоритетных капитальных расходов на фоне сохранения текущих социальных расходов на прежнем уровне, запланированный дефицит все еще высок – 5,3% ВВП.
В I квартале года рост доходов госбюджета превысил рост расходов, что способствовало формированию положительного сальдо. Однако аналитики просят не забывать, что специфика государственных финансов такова, что в первой половине года государственный бюджет сводится с положительным сальдо, а большая часть расходов приходится на конец календарного года.
"В среднесрочной перспективе перед экономикой стоят сложные задачи. Низкая диверсификация экономики и ее высокая уязвимость по отношению к шокам (как внутренним, так и внешним) требуют системного пересмотра в сторону консолидации, которая должна проводиться планомерно как путем улучшения налогового администрирования, так и через рационализацию расходов бюджета", - отмечают в ЕАБР.
Напомним, по итогам I квартала текущего года общая сумма госдолга Кыргызстана достигла $3 млрд 275 млн. Из них $2 млрд 992 млн приходятся на внешний долг, а $283 млн – на внутренний. Как заверяют в Министерстве финансов, особого повода для беспокойства пока нет. Наша республика отнесена к странам с устойчивым уровнем задолженности, так как внешний долг составляет 47,2% к ВВП.
Отметим, только в этом году на обслуживание внешнего госдолга направят свыше 4,5 млрд сомов. Как отмечают в Минфине, особо беспокойства по поводу обслуживания задолженности нет, так как Кыргызстан относится к странам с устойчивым уровнем внешнего долга. На конец прошлого года он составил 47,2% к ВВП.
Однако в целом ситуация с госбюджетом, по данным аналитиков, выглядит неплохо. На фоне позитивной динамики в экономике профицит госбюджета сложился в размере 5,2% от ВВП. Данные показатели удалось достичь за счет роста неналоговых сборов, поступления грантов в доходной части и снижения расходов.
Налоговые доходы росли наряду с ростом ВВП, и их доля в нем практически не изменилась. Расходы госбюджета выросли на 0,5% в номинальном выражении, а в процентах от ВВП сокращение произошло по всем крупным статьям расходов.
Удержание расходов происходит за счет недофинансирования незащищенных статей расходов вследствие неопределенности с получением ряда кредитных и грантовых средств международных организаций.
Текст: Дмитрий Денисенко ВБ
Обсудим?
Смотрите также: