Сегодня многие специалисты единодушны во мнении, что Китай создал «экономическое чудо» благодаря тому, что страна нашла правильный путь развития, отвечающий реалиям страны, который на протяжении долгих лет позволяет осуществлять стратегию мирного развития. Большинство ученых также считают, что Китай, как никогда, приближается к достижению исторической цели возрождения китайской нации, а сама страна старается внести новый, еще больший, вклад в развитие всего человечества.
Примером тому может служить китайская инициатива создания Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века, получившая название «Инициативы пояса и пути» (ИПП). Она в последние годы стала ключевым измерением экономического, внешнеполитического и внешнеэкономического курса КНР: Китай подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь» со 126 странами и 29 международными организациями.
В числе этих стран и Кыргызская Республика. Сегодня эксперт из Института государственного управления и политики Университета Центральной Азии Роман Могилевский делится с читателями своим мнением относительно данной Инциативы и взаимоотношений КНР и КР.
Справочно. Роман Могилевский имеет ученую степень кандидата физико-математических наук. У него много публикаций по различным вопросам экономического развития стран Центральной Азии: внешней торговле, рынку труда и социальной политики, государственным финансам, макроэкономике, экономике сельского хозяйства.
- КНР и Кыргызстан - страны - соседи. Протяжность совместной границы на юге и юго-востоке составляет 1049 км (из общей длины границ КР в 4503 км). Это большое расстояние, а сами китайцы любят говорить о кыргызско-китайской дружбе. Тем не менее сегодня кыргызстанцам сложно получить визу в Китай? Почему?
- Нынешняя визовая политика Китая в отношении граждан Кыргызстана связана с террактом в посольстве Китая в Бишкеке, который произошел 30 августа 2016 года. Именно он стал причиной сначала полной приостановки процесса выдачи виз Китая гражданам КР, а затем и его ужесточения. Мы не обеспечили безопасность Посольства КНР и теперь страдают наши туристы и наш МСБ ( малый и средний бизнес).
- Как же это соотносится с высказыванием китайцев о том, что «плохой сосед лучше хорошего родственника»?
-Визы – это повод давления: китайцы думают- они надавят на правительство, а оно- на граждан. Но у нас этот механизм не работает. Им надо менять подход! Выстраивать отношения надо не только с Правительством КР, но и с гражданским обществом.
- Но почему для кыргызских студентов все же разработана специальная схема получения виз, так называемый специальный «зеленый коридор»?
- Действительно, представитель посольства Китая сообщил, что в целях улучшения и повышения качества дружеских отношений между двумя странами Генконсульство разработало зеленый коридор для студентов из Кыргызстана. Специальный зеленый коридор для них – это специально упрощенная система получения виз, что абитуриенты во время могли посещать занятия и для сдачи экзаменов. Ну, тут логика стандартная. Образование – это самая больная инвестиция, позволяющая подключиться к интеллектуальной сфере. По словам китайского дипломата, ежегодно около 3 тысяч кыргызских студентов отправляются учиться в Китай. Это тихая экспансия!
- Вполне в китайском духе…
- Студенты – это будущее любого государства. А те студенты, которые обучаются в другой стране, являются мостом и своего рода дипломатами между странами. Где ты выучился – там у тебя на все оставшееся будущее – половина контактов! А для КР важно, чтобы наша молодежь училась не только в КНР.
-Кыргызстан имеет тесные связи с китайской экономикой. Про какие экономические отношения идет речь?
- Эти отношения включают торговлю товарами и услугами, реализуемые в Кыргызстане при поддержке Китая крупные инфраструктурные проекты, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и другие виды деятельности. Основные сектора, в которые приходили китайские ПИИ, - геологоразведка, горнодобывающая промышленность и производство нефтепродуктов. Согласно официальным статданным, в Кыргызстане нет крупных китайских инвестиций в сельское хозяйство, хотя есть межправительственный план по созданию агроиндустриального парка около Бишкека, в котором планируется производство мяса, рыбы и корма для скота как на внутренний рынок, так и для экспорта в Китай.
- Крупные инвестиции из КНР начались еще до провозглашения ИПП руководством КНР в 2013 году или уже после?
- Начнем с того, что некоторые проекты реализуются частными китайскими компаниями и неизвестно, получают ли эти компании помощь от правительства КНР в рамках ИПП или нет. И, конечно же, реализация некоторых китайских проектов в Кыргызстане началась еще до провозглашения ИПП руководством КНР. Наиболее крупные из них- реабилитация участка дороги Ош-Сарыташ-Иркештам, реабилитация участка дороги Бишкек-Нарын-Торугарт, модернизация ЛЭП на юге Кыргызстана, строительство ЛЭП 500 кВ Датка-Кемин и подстанции Датка 500 кВ как часть регионального проекта CASA-1000. А начиная с 2012года, Китай стал крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в экономику КР.
- Какие виды деятельности в Кыргызстане связаны с ИПП?
- Из межправительственных соглашений Китая и Кыргызстана следует, что это такие крупные инфраструктурные проекты, как модернизация ТЭЦ в Бишкеке, строительство альтернативной дороги Север-Юг, строительство газопровода Кыргызстан-Китай, реабилитация дороги Ош-Баткен-Исфана. На них взяты китайские кредиты в среднем под 2% годовых. Это также развитие уличной сети в городе Бишкек за счет китайских грантов. За период 2006-2017гг китайские ПИИ составляли 25-50% об общего притока ПИИ в Кыргызстан, что эквивалентно 2-7% ВВП страны.
- Не пора ли задуматься нашему правительству о том, что в ближайшем будущем наша страна может столкнуться с трудностями при выплате задолженности КНР?
- В рамках своей инвестиционной политики китайцы кредитуют своих партнеров в Африке, Европе, Азии. Кыргызстан входит в пятерку государств, имеющих наибольшие долги перед КНР. Согласно исследованию, долг КР перед перед Эксимбанком КНР менее чем за 10 лет увеличился почти в 200 раз. Но так как все инфраструктурные займы предоставлены Поднебесной с периодами погашения займов в 20–25 лет и льготными периодами 5–11 лет, то бремя обслуживания этого долга начнет ощущаться по большинству займов в 2020-х гг.
- Однако КР не готов «останавливаться на достигнутом». Ведь сегодня обсуждаются и другие большие проекты, как, например, строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан? И зачем китайцам именно вкладываться в строительство?
- Действительно, это очень большой проект и весьма дорогостоящий: АБР оценивает его примерно в $ 5 млрд. Но это не пугает китайцев. Они копейки не считают, они думают вперед минимум на 20 лет. Связано это с их ментальностью, с наличием финансов и прежде всего, с избытком валюты. Они не любят укрепления валюты. У них другая политика – китайцы покупают активы везде и большие инвестиции в инфраструктурные проекты в Азии и в Африке. У себя они уже построили города-призраки, создали мощную промышленность стройматериалов, но уже в самом Китае на строительство нет такого внутреннего спроса. Им останавливать отрасль? Это болезненно. Они предпочли задействовать свою строительную отрасль за границей!
- Как по-вашему, КР нужна эта ж/д?
- Эта дорога может оказаться полезной для транзита, она вряд ли будет обслуживать значительные внутренние грузовые потоки, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Китайцы предпочитают маршрут в основном через малонаселенную часть Кыргызстана, где не ведется практически никакой экономической деятельности. Для того, чтобы данная железная дорога стала полезна для внутренних нужд Кыргызстана, нужно будет построить еще одну соединяющую дорогу до Балыкчи, конечной станции существующей железной дороги на севере Кыргызстана; стоимостная оценка строительства этой соединяющей дороги пока что неизвестна. Если будет выбран северный маршрут, то железная дорога пройдет рядом с некоторыми месторождениями полезных ископаемых, что позволит снизить стоимость их разработки. Однако если главной целью строительства дороги является транзит, то предпочтительным будет выбран более короткий и дешевый южный маршрут.
Насколько я знаю, прагматичного ТЭО, где бы были реалистичные оценки торговых потоков, не было сделано, пока что расчет КР на этот транзит – скорее журавль в небе. И надо учесть все риски для Кыргызстана. Ведь де-факто может быть значительно большая стоимость из-за горной местности, более высокая эксплуатации. И еще - если строить в долг- я категорически против этой ж/д!