Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ не ЖДЕТ » Образование.KG: точки приложения сил
ВРЕМЯ не ЖДЕТ

Образование.KG: точки приложения сил

1 637


Образование.KG: точки приложения сил

Всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Это позволяет уйти от давно устоявшихся или даже почти укоренившихся мнений о том, что наша система образования одна из лучших в мире, что наши граждане – самые читающие и т.д. и т.п.
Однако время неумолимо диктует: пора уйти от застаревших стереотипов. Призрак глобализации весьма существенно меняет расстановку сил в обществе, привносит во все сферы нашей жизни, включая образование, принципы либерального развития. Не случайно столь значительный интерес вызвало выступление международного эксперта Байбы Петерсон. Она говорила о системе образования в разных странах мира и о процессах ее реформирования, но кыргызстанские участники - а это были представители МОН КР, ОС МОН КР, учителя отечественных школ и ВУЗов, гости из Европейского Союза, журналисты не только нашей страны, но и зарубежья - узнавали в этом опыте черты модернизации, охватывающей отечественное образование на всех его ступенях. Тут и муниципализация школ, и подход к образованию как к сфере услуг, и децентрализация, возникающая вместе с рыночной экономикой, и управление государственными образовательными учреждениями, отданное в руки частных кампаний. Другое дело, что, скажем, обсуждение таких вопросов в развитых странах мира началось сто лет назад, поэтому те страны давно смогли обдуманно использовать национальную систему экзаменов и тестирования, вводить децентрализацию в управление учебными заведениями.

Образование.KG: точки приложения сил


Международный эксперт проекта «Стимулирование и мониторинг реформ в сфере образования» Байба Петерсон позволила участником семинара «Вопросы управления системой образования в КР: вызовы и перспективы» взглянуть извне на разные образовательные сферы. Ну скажем, Петерсон утверждает, что управление образованием не есть нечто устоявшееся и непреложное, это прежде всего управление переменами. А они ежедневно набирают все большую скорость. И значит, все современные методы менеджмента могут и должны быть использованы в системе образования.

Образование.KG: точки приложения сил

«Мир становится миром не одного индивидуума, а миром всего человечества. Значит, пора и нам ощущать себя гражданами этого мира, следовательно, мы все - мировые граждане, которые должны для общения между собой знать как можно больше иностранных языков. И в этом аспекте все попытки чиновников от образования что-то навязать «сверху» волевым решением просто смешны, а амбиции МОН должны концентрироваться на том, чтобы образование в стране было признано на международном уровне. Скажем, как образование оксфордское, кембриджское, гарвардское. Только этим путем можно сделать собственную страну привлекательной. Только через повышение уровня образования в стране можно ее сохранить!»- говорит Байба Петерсон.

Образование.KG: точки приложения сил

Гостья, имеющая многолетний опыт работы в качестве Главы департамента планирования политики Государственной канцелярии Латвии, расскаала о том, что на ее родине реформа системы образования началась полным ходом с 1993г и длилась 10 лет. Потом были подведены ее итоги, выявлены недочеты и начался второй уже 5-ти летний этап реформирования. В итоге удалось преобразовать многие методики и подходы. Так, например, недостаточно изучать иностранный язык как отдельный предмет, считает гостья. Учащимся надо дать среду его использования, практический опыт. Таким образом не только шлифуется знание иностранного, но люди также получают дополнительную интеллектуальную среду! Поэтому в развитых странах мира уже со школьной скамьи практикуется одновременное изучение нескольких языков. В Латвии –пока на 3-х.

Образование.KG: точки приложения сил

Вызовом времени является необходимость гражданину браться за разную работу. Пока что нынешний диплом не дает выпускнику подтверждения его профессиональной компетентности, он скорее- продолжение школьного аттестата зрелости: ты уже взрослый, должен самостоятельно идти по жизни и найти точки приложения своих сил. И все!
«Мне в жизни приходилось 5 раз менять свою профессию,- рассказывает эксперт,- И каждый раз, когда меня выбирали международным консультантом, работодатели смотрели не на мой диплом, а на мои компетенции, на мой рпыт работы. Сегодня важно также взаимодополнять образование формальное и неформальное, признать официально образование неформальное, дать ему четкое определение, обозначить индикаторы. Потому что сегодня уже признано в мире, что лучший лидер- это вечный студент!»

Образование.KG: точки приложения сил




Сегодня в Кыргызской Республике образовательные реформы в тренде. Байба Петерсон озвучила нам несколько своих посланий:
1. В Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики должен быть серьезный курс по лидерству и менеджменту! Без этого никаких позитивных перемен не будет.
2. Быть только учителем сегодня недостаточно. Сегодня настало время учителю стать одновременно и хорошим управленцем. Значит, нужна модернизация подготовки учителей, создание каналов коммуникации и инновационнных подходов, выходящих за рамки стандартной системы образования. Надо сделать вашу систему образования менее консервативной! Иначе никогда не уничтожить стереотип, что школа - это тюрьма!
3. Азбучная истина: управление должно ориентироваться на результат! И в этой цели основной функцией МОН КР должно стать создание политики образования в государстве. Все остальное - производное от этой функции! Оперативно-технические задачи должны быть отправлены вниз!
4. Важно говорить о функциях Правительства КР, парламента, о бюджетах государства, но для Министерства образования и науки важно понять: есть сильное министерство-есть надежда на развитие страны. Поэтому надо не увлекаться постепенным увеличением штата операционных работников главного образовательного органа страны, а внедрять аналитическую политику. Значит, надо укреплять дееспособность МОН КР.
5. Сегодня численность центрального аппарата МОН КР 78 человек. Может, это и слишком много для рутинной работы. Но разве это уровень работников министерства? Для сравнения - в министерствах образования Финляндии и Эстонии- по 220 штатных работников, в Латвии- 238, в Великобритании- 1510, в Новой Зеландии -760, в Норвегии- 300, в Украине -350, в Румынии- 489, помимо этого есть и другие привлеченные работники в рамках политики поддержки. Поэтому Кыргызстану надо удвоить штат МОН КР, при этом сделав упор на стратегическое планирование. Ну как стратегическим планированием могут заниматься всего… 3 человека?! Укрепление функции стратегического планирования и разработки политики должны быть в приоритете работы МОН КР!
6. Сегодня на вопрос «Кто в КР отвечает за реформу госуправления?» я не нашла ответа. Значит, ответ однозначный-«никто»!!! Есть благие намерения реформировать все и вся, есть даже планы внедрения, есть форма мониторинга реформ, а вот углубленного анализа проблем, меняющихся с каждым днем, нет! Такое впечатление, что поезд, везущий Закон, на всех парах летит вперед, а чиновники бегут за ним вслед, с каждым шагом все больше отставая. Пример очевиден: поставлена задача аккредитовать все учебные программы и учебные заведения республики, а точного инструмента нет. Да и «судьи кто»?!
7. Аккредитация должна быть государственной функцией и стоять на защите интересов граждан страны. Она не должна повторять негативную практику многих ВУЗов, которые превратились в триединство рынка, денег и бизнеса. Также вам нужны агентства по измерению качества образования.
8. В республике крайне низкий статус учительской профессии! Это нонсенс! Необходима реабилитация учителей и самого высшего образования - во всех смыслах. Нужна поддержка созданию/укреплению профессиональных ассоциаций учителей по разным предметам. Нужно обеспечение институции разработки содержания, методического обеспечения и экзаменации. Разработка стратегии коммуникации образовательного сектора должна доходить для уровня лиц принимающих решения. В Европе, например, поощряют учителей даже тем, что предлагают им соавторство при написании учебников.
9. Очень сильна централизация всей системы образования. Ну почему учебные планы школ должны поступать в МОН КР? Я также удивлена, что в вашей стране приняты основные школьные рамочные стандарты. Но дальше-то что? Ведь все предметное содержание не соответствует этим рамкам! Оно должно быть изменено! Не разработаны механизмы мотивации учителей-предметников, нет достаточного финансирования… Но зато приказ сверху спущен – надо поскорее исполнять!
10. Увы, Кыргызстану неторопливость и взвешенность решений не свойственны - реформы стараются здесь проводить быстро, не всегда обеспечивая качество работы модернизируемых систем. А ведь результаты международных исследований качества кыргызстанского образования должны подталкивать ваше общество к мысли о том, что необходимо качественно менять обучение.
11. Одним из хороших средств для улучшения качества в школах может стать практика экзаменации учеников после 4, 10 и 12 классов, как это уже 15 лет практикуется в Латвии. Методика этих экзаменов очень сложная, причем результаты этих экзаменов учитываются при поступлении в ВУЗ. И, разумеется, при поверке школ инспекторами!
12. Недавно в Кыргызстане профессионально-техническое образование передали в ведение министерства образования. Я убеждена - высшее образование- это ЭЛИТА! У вас что, академическое высшее образование исчезло? Почему высшее образование не может быть просто высшим? Можно совместить профессиональное образование со школьным, но никак не с высшим! На то оно и ВЫСШЕЕ!
13. Хотя бы за 2 предстоящих года вам требуется как минимум удвоение бюджета образования. И у лиц, принимающих решения, всегда должны быть весомые аргументы для этого!
14. Если Кыргызстан хочет стать конкурентоспособным как в регионе, так и в Европе, и даже в мире, то основной аргумент в его пользу - вкладываться в КАЧЕСТВО!!! Результаты международных сравнительных обследований – весомый аргумент в борьбе за ресурсы для образования!

Образование.KG: точки приложения сил

Текст: Ирина Байрамукова


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК