Создать аккаунт
Главная » ВРЕМЯ.KG » Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования
ВРЕМЯ.KG

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

19 579


Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Опубликована монография «Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования», посвященная памятнику всемирного наследия ЮНЕСКО. Её автор – кандидат исторических наук Захарова А.Е.

Монография рекомендована к публикации Ученым советом Института гуманитарных исследований Южного отделения Национальной академии наук Кыргызской Республики и получила положительную оценку в рецензиях ведущих отечественных историков, академика Плоских В.М.; директора Института истории и культурного наследия НАН КР, доктора исторических наук Джунушалиева Дж.Дж.; доцента Адилбаева Ж.А.

Издание монографии на трех языках (русском, кыргызском и узбекском) осуществлено благодаря деятельной инициативе и финансовой поддержке Программы развития Организации объединенных наций. Помощь в решении организационно-технических вопросов оказали Генеральное консульство Российской Федерации в городе Ош и Ошское областное объединение этнических россиян «Содружество».

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

В книге, на основе результатов проведенных автором многолетних исследований, включающих полевые работы, опросы старожилов Оша, архивные изыскания, а также изучение раритетных источников XIX – начала XX вв. и специальной литературы, рассказывается об артефактах древней истории горы Сулайман-Тоо, издревле почитаемой в народе как священное место. Представлено около 100 фотографий сакральных зон горы, исторических объектов города Ош, древних городищ, каналов и архитектурных памятников охранной и буферной зоны Сулайман-Тоо.

При разработке рукописи монографии использованы применяемые в современной исследовательской практике методы: научная обоснованность, объективность, достоверность, последовательный историзм и системный подход от накопления фактов к их упорядочению. А также применялись аналитический, сравнительно-исторический, логический, поисковый, эмпирический методы.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Автором использован широкий круг источников. В частности, архивные изыскания и поисковые исследования проводились с выездом на места, как по Кыргызстану, так и в Россию, Узбекистан, Украину, Казахстан в государственные архивы и к семьям старожилов Оша, проживающих ныне в странах ближнего зарубежья. Исследованы хранения и выявлены исторические фотографии и документы по теме монографии в 39 архивах, в том числе:
[i]1. Центральный государственный архив Кыргызской Республики.
2. Архив Научно-исследовательского проектного бюро (НИПБ) объединения «Кыргызреставрация».
3. Государственный архив Ошской области.
4. Ошский областной государственный архив политической документации.
5. Фонды Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо».
6. Архив Российского государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева А.В. (Москва, Донской монастырь. Фондохранилище).
7. Центральный государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз). Вакфные документы медресе, мазаров и мечетей г. Ош. Фонд и –19, оп.11. – Д. №№ 34937, 34938, 34939, 34940, 34941, 34942, 34943, 34944, 34945, 34946, 34947, 34948, 34949, 34950, 34951, 34952, 34953, 434954, 34955, 34956, 34958.
8. Архив Главного научно-производственного управления памятников культуры Министерства культуры Узбекистана. (Именной фонд Массона М.Е. Книга M.De Ujfalfy-Bourdon. De Paris a Samarkand. – Paris, 1880).
9. Архив Института гуманитарных исследований ЮО НАН КР.
10. В работе использованы материалы из 2 ведомственных и 27 частных архивов старожилов Оша и их семей, проживающих ныне в Оше, Бишкеке, Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Обнинске, Киеве, Ташкенте, Таразе, Фергане. А также представлены материалы из частной коллекции автора – исторические фотографии и документы ХIХ – начала ХХ вв.[/i]

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Работа с раритетными изданиями XIX – начала XX вв. проведена в Санкт-Петербурге, в фонде редких книг Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина и Российского географического общества. По исследуемой теме выявлено 11 редких источников первых российских исследователей, посетивших Ош в XIX веке и оставивших красочные описания горы в центре города..

Кроме того, автору монографии удалось установить контакты с муниципальной библиотекой французского города Ош (департамент Жер, провинция Гасконь) и получить 2 бандероли с копиями ранее неизвестных в информационном поле Кыргызстана материалов о Сулайман-Тоо. В частности, рисунки и ксерокопии отчетов участников первой французской этнологической экспедиции 1877 года в Центральную Азию, в том числе Ферганскую долину и г. Ош. Полученные материалы были переведены на русский язык преподавателями французского языка Золотенко Л.Л. и Мель Е.Р. Сведения, почерпнутые из отчетов французской экспедиции, отражены в монографии в качестве доказательной базы по уточнению фактологического материала о памятниках архитектуры охранной зоны Сулайман-Тоо. Пересъемку старинных фотодокументов и компьютерную их обработку выполнил Калашников А.Е.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Вышедшая в свет монография насыщена строго документированными историческими сведениями о Сулайман-Тоо и древнейшем городе Кыргызстана. Цель ее публикации – распространение научных сведений о Сулайман-Тоо и содействие развитию творческого потенциала населения в защите, сохранении и бережном использовании материального и духовного наследия предков.

Книга рассчитана на историков, культурологов, краеведов, реставраторов памятников архитектуры, студентов, школьников, а также на административные структуры, ответственные за охрану культурного наследия, и широкий круг читателей, интересующихся историческим и культурным наследием Кыргызстана.

В образовательном пространстве материалы монографии могут быть использованы для организации тематических экскурсий, воспитательных бесед, предметных уроков, классных часов, практических занятий, научно-образовательных исследовательских экспедиций. Смысловое наполнение содержания экскурсий и маршрутов, разработанных на основе опубликованной в монографии научной информации, окажет позитивное влияние на эффективность проводимых мероприятий. Изложенные в монографии сведения об артефактах древней истории нашего края, народные легенды и предания наполнят глубоким содержанием туристские маршруты.

Кроме того, монография послужит информационной основой для выпуска проспектов, буклетов, листовок, плакатов, календарей и другой рекламной продукции для активизации туристического бизнеса, приносящего твердую валюту в экономику края. Ниже приведем предисловие из опубликованной монографии Захаровой А.Е.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

СУЛАЙМАН-ТОО КАК РЕСУРС ПРОДВИЖЕНИЯ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ НА ЮГЕ КЫРГЫЗСТАНА

Памятник всемирного наследия гора Сулайман-Тоо, с незапамятных времен почитаемая в народе как священное место, расположена в центре исторической части южной столицы Кыргызстана, города Ош. Непреходящая историческая и духовная значимость Сулайман-Тоо, как уникального национального достояния Кыргызстана признана на международном уровне: 26 июня 2009 года на 33-м заседании ЮНЕСКО в Испании было принято решение о внесении горы Сулайман-Тоо в список Всемирного наследия в номинации «Священная гора».

Сулайман-Тоо – средоточие памятников историко-культурного наследия Кыргызстана, своеобразный храм под открытым небом, история которого насчитывает тысячелетия. От эпохи неолита до периода позднего средневековья – таков хронологический диапазон археологических и архитектурных памятников, которыми изобилует гора. Сотни петроглифов, древних магических рисунков и знаков, высеченных на скальных выходах горы и на стенах ее пещер, хранят ценнейший информационный материал о религиозных воззрениях жителей Оша доисламского периода: анимизма, тотемизма, зороастризма, буддизма, христианства несторианского толка.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

После распространения и утверждения ислама в Средней Азии (VII – IX вв.) древняя традиция почитания Сулайман-Тоо была воспринята мусульманами. В зоне горы, у ее подножья, на склонах и даже на вершине на протяжении нескольких столетий возводятся сооружения мусульманской культовой архитектуры: мечети, мавзолеи (мазары), худжры. Часть из них сохранилась до наших дней. В частности, мечеть Тахт-и-Сулейман на восточной вершине горы, мечеть Рават Абдуллахана (конец XVI в.) у подножья северо-восточного склона Сулайман-Тоо и мавзолей Хазрет Асаф ибн Бурхия (XVII – XVIII вв.), расположенный у юго-восточного склона горы. Эти памятники историко-культурного наследия представляют собой поистине великолепные образцы творчества ошских зодчих.

Самобытность культуры полиэтнического региона отражает общее историко-культурное наследие, в которое каждый этнос внес свой незаменимый вклад. Есть в охранной зоне Сулайман-Тоо уникальный образец мусульманской культовой архитектуры – мечеть Мухаммада Юсупа Байходжи оглы (начало XX в). Мечеть эта была построена каменщиками Оша, сложные деревянные перекрытия в виде пирамиды-шатра выполнены также ошскими мастерами, а уникальные росписи, в сочетании с монументальной каллиграфией, выполнены таджикскими мастерами из Ходжента. Об этом свидетельствуют старинные надписи, выполненные авторами художественной росписи на конструкциях перекрытия.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Большинство из памятников историко-культурного наследия охранной зоны Сулайман-Тоо имеют высокую степень художественной и духовной значимости, как священные мазары – места поклонения многочисленных паломников-мусульман всей Ферганской долины.

На протяжении многовековой истории своего существования эти сокровища материальной культуры этносов Ферганской долины, а также сопредельных с ней предгорных и горных территорий, играли значительную роль в духовной жизни коренных народов Ферганы. Бережное отношение к сохранившимся до наших дней памятникам историко-культурного наследия служит духовному, нравственному возрождению народов, населяющих Ферганскую долину в наши дни. В свою очередь, эти процессы стимулируют процесс развития добрососедского взаимодействия в поликультурной среде региона, укрепляют дружеские связи с сопредельными государствами – Узбекистаном и Таджикистаном. Ведь исторический опыт взаимодействия культур – это наиболее действенная сила, как в духовном, так и материальном плане. Взаимосвязь, взаимовлияние и преемственность культур, а также памятники историко-культурного наследия охранной зоны Сулайман-Тоо позволяют осознать единство наших народов и ощутить гордость за древнюю историю края.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Исторический опыт позитивного взаимодействия культур – это наиболее действенная сила, как в духовном плане, так и материальном. С древнейших времен объединительная роль Сулайман-Тоо в межэтническом взаимодействии населения Ферганской долины чрезвычайно значима. В этой связи забота о сохранении и бережном использовании общего для всех этносов региона историко-культурного наследия, ключевым объектом которого является памятник всемирного наследия гора Сулайман-Тоо – это действенный механизм сближения межэтнических сообществ. Богатое историко-культурное может и должно стать мощным фактором развития межэтнической интеграции и миростроительства во всех сферах жизни региона.

Государственная стратегия Кыргызстана по сохранению и бережному использованию объектов историко-культурного наследия сформулирована в рамках специального Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия», принятого Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года. В настоящее время действует этот Закон в редакции от 13 февраля 2006 г., № 38.

В целях обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия Сулайман-Тоо в 2008 – 2009 гг. научными сотрудниками Института гуманитарных исследований, Южного отделения Национальной академии наук проведены масштабные полевые работы по обследованию современного состояния памятников истории, архитектуры и монументального искусства охранной и буферной зоны Сулайман-Тоо. По результатам исследований сотрудниками института совместно с государственной администрацией г. Ош проведена работа по подготовке к внесению объектов историко-культурного наследия в Список памятников истории и культуры Кыргызстана, охраняемых государством. В частности, составлен Аннотированный список памятников г. Ош, предлагаемых к постановке на учет. А специальной комиссией, созданной при мэрии Оша при участии известных деятелей культуры и искусства страны, вынесено Заключение о необходимости включения в Список памятников историко-культурного наследия 52-х объектов истории и культуры города Ош, ранее не состоявших на учете. Из них: 18 объектов предложено внести в список памятников республиканского значения и 34 памятника – в список памятников местного значения.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

Аннотированный список представлен в соответствующие местные и республиканские административные органы. Проведенная работа имеет большое значение для активизации работ по сохранению и бережному использованию памятников истории и культуры древнейшего города Кыргызстана. Ведь до 2008 г. в охранном Списке страны насчитывалось всего лишь 14 памятников истории и культуры г. Ош, включенных еще в советский период. Теперь же с включением новых объектов в охранный список ситуация стала более соответствовать требованиям Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Уникальные артефакты охранной зоны горы Сулайман-Тоо, включая памятники архитектуры и древние петроглифы на скальных выходах её склонов, объявлены объектами культурного наследия Кыргызстана и находятся под охраной государства.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования

РЕЗЮМЕ Захарова Антонина Евдокимовна – старший научный сотрудник отдела историко-культурного наследия Института гуманитарных исследований Южного отделения Национальной академии наук Кыргызской Республики, кандидат исторических наук.
Опубликовала 69 научных трудов, в том числе 6 монографий, 2 методических пособия для вузов. А также 59 статей в сборниках научных трудов, в том числе в зарубежных изданиях (Швеция, Россия, Индия). Автор документального фильма «Памятники архитектуры старинного Оша» (на трех языках: кыргызском, русском, английском) и карты-схемы исторических мест города Ош (на русском и английском языках). Участник 19-и международных научных конференций и симпозиумов, в том числе 5 за рубежом (Россия, Индия).

Рецензия директора Института истории и культурного наследия НАН КР, член-корр. НАН КР Джунушалиева Дж. Дж.

Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования
Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования




ПЛОСКИХ В.М., доктор исторических наук, академик НАН КР НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О СУЛАЙМАН-ТОО

[i]Вышла в свет монография «Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования». Эта фундаментальная работа выполнена в Институте гуманитарных исследований Южного отделения Национальной академии наук, по результатам многолетних комплексных научных изысканий, проведенных старшим научным сотрудником отдела историко-культурного наследия, кандидатом исторических наук Захаровой А.Е.
Публикация данной монографии на трех языках: русском, кыргызском и узбекском стала возможной благодаря финансовой поддержке ПРООН.

Монография Захаровой, рекомендованная к изданию Ученым советом Института гуманитарных исследований ЮО НАН КР, является первым масштабным изданием, посвященным важнейшему объекту историко-культурного наследия Кыргызстана, горе Сулайман-Тоо, на склонах и у подножия которой возник и развивался древнейший город страны Ош. Сулайман-Тоо, издревле почитаемая в народе как священное место, внесена в 2009 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Священная гора».

Опубликованная работа охватывает большой временной период и представляет собой солидное исследование, основанное на широком круге источников. Автором выполнен значительный объем полевых исследовательских работ, тщательно изучены и детально проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, в которых в той или иной мере отражаются некоторые аспекты истории Сулайман-Тоо. Проведены опросы в среде старожилов города Ош, фотофиксация и визуальные обследования историко-архитектурной среды в охранной зоне Сулайман-Тоо. Автором монографии собрана уникальная коллекция из 27 легенд и преданий. Некоторые из них опубликованы сквозным материалом по всему тексту монографии, а другие изложены в четвертой части книги.

К несомненным достоинствам проведенного Захаровой кропотливого и результативного исследования следует отнести и то, что автору удалось установить контакты с муниципальной библиотекой французского города Ош (провинция Гасконь). В ответ на запрос, сделанный Захаровой, о работе первой французской этнологической экспедиции 1877 года, работавшей в Средней Азии, Ферганской долине, в том числе в Оше, были получены по почте эксклюзивные материалы фрагмента отчета руководителя экспедиции. Отчет был издан в Париже в 1878 году. Фрагмент отчета экспедиции (59 страниц) был переведен преподавателями ОшГУ с французского языка на русский язык. Таким образом, были выявлены ценнейшие ранее неизвестные сведения, в том числе и некоторые изобразительные материалы второй половины XIX века о кыргызском городе Ош. Весьма результативно работал автор и с другими редкими изданиями. В целом, общий список использованной специальной и справочной литературы включает более 100 научных трудов отечественных и зарубежных исследователей. Среди источников немало и раритетных изданий XIX – начала XX вв., выявленных Захаровой во время зарубежных экспедиций по сбору исторических материалов в Российской государственной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Российской государственной библиотеке (Москва), а также в хранилищах отечественных и зарубежных музеев, частных коллекциях библиофилов Бишкека, Киева, Ташкента, Твери, Обнинска, Санкт-Петербурга и Москвы.

Яркую палитру документирующей основы работы составляет широкий круг картографических и изобразительных материалов: гравюры, рисунки, карты, планы городской застройки Оша и фотографии 2-ой половины XIX – начала XX вв., выявленные автором монографии в частных архивах и источниках XIX века. Представлено более 90 фотографий сакральных зон горы, исторических объектов города Ош, в том числе древних городищ, а также древних каналов в зоне Сулайман-Тоо, архитектурных памятников и др. Внутри тематических комплексов иллюстративного материала выстроена четкая логическая линия, как в хронологическом порядке, так и по исторической значимости. В тексте книги автор приводит убедительные комментарии к иллюстративному материалу и научно обоснованные выводы.

Тщательно проанализированный собранный и представленный автором в монографии исторический материал по Сулайман-Тоо, ее охранной и буферной зоны, уникален по своей значимости в аспекте распространения знаний об артефактах Сулайман-Тоо, их сохранения и бережного использования.

Структура монографии логически выверена и отличается последовательностью, четкостью, лаконичностью, емкостью. Материалы изложены в соответствии с современной методо¬логией, принципами объективности, последовательного историзма, достоверности, научной обоснованности. В изложении темы использован системный подход от накопления фактов к их упорядочению. Статистические данные, факты, выводы и заключения автора строго документированы.

В целом, работа состоит из предисловия, 4-х частей основного текста и заключения. Каждая часть состоит из нескольких отдельных параграфов, связанных между собой логическими выводами. Часть I – Сулайман-Тоо в трудах исследователей, кроме собственно информации о Сулайман-Тоо и городе Ош, выявленной в трудах исследователей, как отечественных, так и зарубежных, здесь же представлен ретроспективный обзор исторического становления и развития города Ош. Автор оправданно использует данный метод для ознакомления читателя с основными вехами истории края. Повествует об артефактах древней истории и феномене Сулайман-Тоо в генезисе города Ош. Часть II посвящена истории развития городской застройки Оша с древнейших времен до нашего времени. В этой части рассказывается и о районах исторической застройки в охранной зоне Сулайман-Тоо, а также ирригационных сооружениях и гражданских постройках. Далее, в части III, изложены исторические сведения и архитектурные характеристики памятников архитектуры, сохранившихся в охранной зоне Сулайман-Тоо. Предствлены материалы о мавзолее Асаф ибн Бурхия, мечети Рават Абдуллахана, мечети Тахти-Сулейман, мечети Мухаммада Юсупа Байходжи оглы. Завершает основной текст часть IV – Легенды, предания, мифы о Сулайман-Тоо, реке Ак-Буура и городе Ош. Автору удалось собрать среди населения Оша неопубликованные ранее легенды и предания. Все они изложены ярким, образным языком и читаются на одном дыхании. В качестве приложения к основному тексту монографии в книге опубликован пакет извлечений из Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия». По нашему мнению, публикация извлечений весьма необходима для внедрения знаний об ответственности всего населения, а также научных и административных структур за сохранность объектов историко-культурного наследия, в том числе и Сулайман-Тоо, памятника Всемирного наследия.
Следует особо отметить качественный стиль подачи исторического материала. Каждая фраза, каждое предложение четко продуманы, взвешены, научно доказательны. Поэтому стиль изложения оставляет самое положительное впечатление. Труд написан на высоком научно-методическом уровне.
Выводы по проведенным автором этимологическим исследованиям микротопонимов Оша, приведенных в монографии, весьма доказательны и обоснованы. В отдельных случаях автор оставляет читателю поле для размышлений и собственных выводов, что дает основание считать работу интерактивной. Такими креативными приемами внимание читателя активизируется и побуждает его для собственных исследований в данной области.

Исследование, имеет большое значение для углубленного изучения отечественной истории, отличается научной новизной, практической значимостью. Касаясь актуальности проблематики монографии, необходимо подчеркнуть ее прикладное значение, востребованность на современном этапе исторического развития страны и в перспективе.

Книга основана на богатом фактологическом материале архивных данных, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Кроме того, работа снабжена немалым количеством терминологических данных, представляющих несомненный интерес не только для специалистов – историков, востоковедов, культурологов, но и широкого круга общественности.

Монография Захаровой имеет конкретную практическую значимость. Она может и должна использоваться в качестве учебного пособия по отечественной истории в образовательном поле страны, а также при внесении уточнений в историко-архитектурный опорный план города Ош. Кроме того, монография послужит основой для выпуска проспектов, буклетов, листовок, плакатов, календарей и другой рекламной продукции и в перспективе будет способствовать распространению знаний об исторической и духовной значимости священной для всех конфессий горы Сулайман-Тоо. В свою очередь, изучение исторической роли памятника всемирного наследия будет содействовать усилению общей ответственности за Сулайман-Тоо, увеличению числа граждан, студентов и школьников, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению ситуации в деле сохранения исторического и культурного наследия.

Не менее важный аспект практической значимости монографии – это позитивное влияние на активизацию туристического бизнеса, приносящего твердую валюту в экономику края, т.к. изложенные в монографии сведения о Сулайман-Тоо и артефактах древней истории нашего края, а также народные легенды и предания наполнят глубоким содержанием туристские маршруты. Красочно изданная на трех языках монография будет востребована в перспективе не только населением региона, но и туристами из ближнего и дальнего зарубежья.

Социокультурная значимость монографии Захаровой заключается в том позитивном влиянии, которое она окажет на развитие культуры мира в регионе, а также на оптимизацию деятельности по сохранению и бережному использованию артефактов истории, как необходимого компонента формирования позитивного будущего для всех этносов поликультурного Кыргызстана.

Кыргызстан – страна с богатейшей историей, уходящей своими корнями в глубокую древность. Каждая эпоха исторического развития нашей страны оставляла множество уникальных памятников материального и духовного наследия предков. Сегодня это наследие является бесценным достоянием нашего Отечества. Ключевым объектом историко-культурного наследия является памятник всемирного наследия гора Сулайман-Тоо, издревле игравшая объединительную роль для населения Ферганской долины, как культовый духовный центр. И сегодня она продолжает оставаться важным фактором позитивного воздействия на межэтническую ситуацию на юге страны, являясь местом поклонения для паломников всех конфессий. Вместе с тем, до публикации данной монографии в научном информационном поле не было ни одной полномасштабной специальной работы, посвященной Сулайман-Тоо. Именно поэтому публикация и широкое распространение монографии о памятнике всемирного наследия внесут свою лепту в изменение общественного мнения об исторической роли Сулайман-Тоо, как объединительного фактора в этнической сфере, что, несомненно, окажет влияние на повышение уровня межэтнического доверия. Кроме того, административные органы региона получили возможность оптимизировать ситуацию в деле сохранения объектов историко-культурного наследия охранной зоны Сулайман-Тоо в соответствии с международным опытом и современными стандартами. И, прежде всего, получили научную основу для широкого воздействия на местное население через установку охранных табличек и информационных щитов у наиболее значимых памятников истории и культуры.

В работе Захаровой последовательно рассказывается о том, что Сулайман-Тоо является средоточием памятников историко-культурного наследия Кыргызстана. Для современного социума юга Кыргызстана они имеют не только высокую степень художественной и духовной значимости, но и почитаются в народе как священные мазары – места поклонения многочисленных паломников-мусульман всей Ферганской долины. Бережное отношение к ним служит духовному, нравственному возрождению народов, населяющих Ферганскую долину в наши дни, укрепляют дружеские связи с сопредельными государствами – Узбекистаном и Таджикистаном. Сулайман-Тоо и памятники историко-культурного наследия её охранной зоны позволяют осознать единство наших народов и ощутить гордость за древнюю историю края.

Государственная стратегия Кыргызстана по сохранению и бережному использованию объектов историко-культурного наследия сформулирована в рамках специального Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия», принятого Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года. В настоящее время действует этот Закон в редакции от 13 февраля 2006 года № 38. Кроме того, в целях активизации деятельности государственных, научных, правоохранительных и общественных структур по сохранению и бережному использованию исторического и культурного наследия в Кыргызской Республике в 2012 году изданы два Указа Президента Кыргызстана: Указ от 1 января 2012 года «О мерах по углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формированию гражданского патриотизма» и Указ от 25 апреля 2012 года «Об образовании Комиссии по развитию исторической науки при Президенте Кыргызской Республики и создании Фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана «Мурас».

Важность принятых решений и выполнения положений данного закона заключается в том, что в осознании истории и культуры полиэтнического Кыргызстана лежит важный аспект патриотической мотивации воспитания молодежи посредством глубокого изучения исторического опыта и культурного наследия, являющегося связующим звеном исторического прошлого с настоящим. Общее историко-культурное наследие народа Кыргызской Республики во многом определяет позитивные перспективы формирования гражданской идентичности кыргызстанцев, патриотов своего отечества, независимо от их национальной принадлежности. В этом контексте неизмеримо богатое историческое наследие южной столицы страны имеет огромный потенциал, который наряду с воспитанием патриотизма, обеспечивает одновременное осуществление и других функций в воспитании подрастающего поколения. Таких, как образовательная, развивающая, профессионально-ориентирующая. И это чрезвычайно важные аспекты, ведь молодежь – это будущие хозяева страны, которые продолжат государственную политику Кыргызстана в области изучения, сохранения и бережного использования историко-культурного наследия предков, в том числе и уникального памятника всемирного наследия, горы Сулайман-Тоо.

Монография Захаровой А.Е. «Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования» – это необходимый источник для широкого продвижения глубоких знаний об истории родного края. Внедрение научных сведений об объектах историко-культурного наследия, весьма важных не только для истории Кыргызстана, но и для мирового культурогенеза, будет содействовать закреплению в сознании граждан Кыргызстана потребности в общей заботе населения по сохранению и бережному использованию памятника всемирного наследия, своеобразного ресурса продвижения мира и стабильности на юге Кыргызстана. [/i]


СПИСОК научных трудов с.н.с. отдела историко-культурного наследия ИГИ ЮО НАН КР,
к.и.н. Захаровой А.Е. на 1 сентября 2013 г.

[i]Монографии, методические пособия, брошюры:
1. Историко-архитектурное наследие г.Ош. Конец ХIХ – начало ХХ вв. – Дубай (ОАЭ), 1997. – 10 п. л.
2. Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования. – Ош, 2013. – 12,5 п.л. (На кыргызском, русском и узбекском языках)
3. Ош: первые учебные заведения. – Бишкек, 2004. – 9,5 п. л. (В соавторстве с Иманбердиевым Д.Ч.)
4. Историческому наследию нашу заботу /рекомендации органам местного самоуправления по сохранению и эффективному использованию памятников историко-культурного наследия/. – Ош, 2012. – 5,1 п.л.
5. Актуальные аспекты этносоциальных процессов в Баткенской и Ошской областях Кыргызстана. (По материалам социологических исследований 2002 – 2005 гг.). – (в соавторстве с д.п.н. Омукеевой Дж. А). – Ош, 2006 – 5,5 п.л.
6. Доклад по региональному проекту «Мониторинг соблюдения прав национальных меньшинств и анализ их участия в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни в странах Центральной Азии». – Астана, 2005. – 8,75 п.л.. (В составе редакционной коллегии)
7. Брошюра: Этнический портрет юга Кыргызстана. (В соавторстве с д.п.н. Омукеевой Дж. А.) – Ош, 2003. – 2, 7 п. л.
8. Методическое пособие «Рабочая программа спецкурса для вузов: Историко-культурное наследие юга Кыргызстана. Г. Ош». – Ош, 2005 – 2,3 п.л.
9. Брошюра. – Этническая компонента общественного развития юга Кыргызстана в средствах массовой информации (По материалам социологического опроса 2002) – В соавторстве с д.п.н. Омукеевой Дж. А. – Ош, 2006 – 2,7 п.л.
10. Брошюра. – Памятка журналистам, освещающим этничность в СМИ. (На кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках). – (Составитель – Захарова А.Е.). – Ош: Maximum, 2007. – 4, 7 п. л.
11. Межэтническая толерантность в молодежном пространстве: проблемы и новации в воспитании / Глава 6. из коллективной монографии под редакцией проф. Нестеровой И.Ф., Самутенко И.Л. Психолого-педагогические аспекты воспитания толерантности и культуры межнационального общения в образовательном пространстве. – ТГУ, – Тверь. – 2009. – С 81 – 91, литература С.163 – 164, приложения 6 – 9 – С. 228 – 235. – О,9 п.л.
12. Методическое пособие: программа спецкурса для вузов «Сулайман-Тоо – памятник всемирного наследия». – Ош, 2012. – 3,2 п.л. /В соавторстве с д.и.н. Нурунбетовым Б.А./
13. Теоретическое обоснование инновационных подходов в организации эффективной самостоятельной учебной работы студентов педагогического вуза// Глава 7 в коллективной монографии «Инновации деятельности педагога в современном образовательном процессе». – Тверь, 2012. – С. 61 – 70. –


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК