Путешествие в Саймалы- Таш. Часть вторая
Не избежали мы встречи и с грозной хозяйкой этого ущелья. Красавица змея. Она уклонялась от встречи, но мы были настойчивы и уговорили её попозировать перед фотокамерой, как ни как «Год змеи». В конце концов она благосклонно ответила согласием.Интересное совпадение. Именно после встречи с змеёй нам открылся чудесный вид на Саймалы Таш.
Загадочное плато Саймалы-Таш. Большое снежное пятно, перед ним обширная зелёная поляна и множество каменных осыпей и небольшое озеро, там каменная галерея древних художников.
И вот, наконец, первые наскальные изображения, петроглифы.
На загарной стороне базальтовых камней сразу несколько сцен из жизни древних людей. Человек уже приручил собак и ходит с ними на охоту. Судя по длине рогов животное очень похоже на африканского орикса, но фактически, из местной породы буйволов и одно из первых, которых здесь приручил человек. В руках у охотника лук. За охотой пристально наблюдает, судя по одежде, человек из другого племени. Где то, недалеко от места охоты, в логове, волчица спряталась с волчёнком.
Камни с петроглифами буквально на каждом шагу, редкий камень был без рисунка. Сюжеты поражают разнообразием, насыщенностью и законченностью темы. Рисунки расположены хаотично, без какой либо системы и практически все посвящены повседневной жизни древних людей. Мы пытались определить центр этой галереи под открытым небом, ведь если это древнее святилище, то так же как и в других местах должен быть алтарь или алтари, но увы, найти что либо похожее, нам не удалось. Оставалось довольствоваться тем, что видели глаза, которые разбегались в разные стороны, мы буквально ошалели от увиденного.
Забота о животных
План сооружения….
Воины.
Боевая колесница
Это петроглиф содержит весьма объёмную информацию. Здесь и жилище, и карта ущелья, и козероги, и непонятная решётка и крест.
Охота на козерога с прирученными барсами.
На почти правильном квадратном базальтовом камне, настоящая энциклопедия.
Возможно, это было наглядное пособие для молодых охотников. Здесь был представлен тот ряд животных, которые, возможно, составляли основной рацион племени обитавшего в этих краях.
Уже приручена лошадь. В правом нижнем углу картины охотник с луком на лошади. На рисунке охотник изображён стоящим на лошади, но это маловероятно, видимо, художник не знал, как его изобразить сидящим на лошади. На рисунках легко различимы яки, козероги, косуля, кабаны, муфлон, джейран и винторогий козёл.
Для Саймалы Таша, характерными обитателями были только некоторые животные, козерог, винторогий козёл, тянь шаньский баран (архар). Джейран и косуля предпочитают жить на меньшей высоте. Лето очень короткое. Травостой незначительный, запасов на зиму не сделаешь, снежный покров, судя по лавинам, значительный, значит зимовка здесь была практически невозможной, да и доступ сюда в летнее время весьма ограничен, чуть более месяца. Что же влекло сюда людей на протяжении нескольких тысяч лет? Или КТО заставлял людей каменного, бронзового и начала железного веков, из года в год подниматься на плато и в твёрдом базальте выбивать сцены из своей и чужой жизни?
Глядя на этот петроглиф, наверное, каждый представит идиллическую картину. Некто по имени Поющая свирель, сидит на камне, свернув ноги колечком, наигрывает на свирели. Два охотника только что завалившие козерога, на радостях пустились в пляс, но они не подозревают, что к ним подкрадываются сзади двое других жаждущих мяса, готовых пустить стрелы им в спину, с намерением забрать добычу. О времена! О нравы! Так было всегда. Очень кушать хочется.
Чуть поодаль от танцующих осёдланная лошадь и пара свирепого вида собак. Возможно, и другое представлено здесь художником, но это решать читателям.
На этом рисунке, как нам показалось, изображена серьёзная потасовка между мужчинами. Причём драку между двумя из них, пытается предотвратить женщина. Судя по головным уборам или причёскам, это были люди из разных родов.
Сколь трудной была жизнь у первобытных людей, свидетельствует следующая картина. Здесь тоже сошлись в сражении не на жизнь, а на смерть группа воинов-охотников. Используются в сражении не только луки и стрелы, но и внушительного размера бойцовские собаки.
Возможно, здесь, яблоком, простите козлом раздора, стал лежащий между ними козерог.
На этом петроглифе, видимо, ритуальная пляска, или схватка двух мужчин. На голове у одного из них высокий головной убор, свидетельствующий о его высоком социальном статусе. Возможно это вождь, права которого, оспаривает молодой претендент на право быть главой племени.
Есть в Саймалы Таше изображения на камнях, которые трудно объяснимы. Вот малую толика из них, что скажут читатели?
Свастика, лабиринт, двойной круг, разделенный пополам и с точкой посередине… Нечто вроде отрубленной руки, но соединённой с изображением, которое мы условно назвали видом жилища. Аналогичный петроглиф был ранее найден в Орноке, за несколько сотен километров от Саймалы Таша, на Иссык-Куле.
Саймалы Таш
Орнок
Двойная спираль.
Свастика
В некоторых литературных источниках, круг, точку, свастику и др. связывают с солнцем, то есть люди каменного века так изображали солнце. Да, учёные утверждают, что люди жившие в этих краях, были солнцепоклонниками. Вполне вероятно. Но не слишком ли много вариантов изображения солнца? А если это не солнце, тогда, что означают выше показанные петроглифы? Правый нижний петроглиф смутно напоминает схему Аркаима…., а может это новый вид «солнцеголового»?
В многообразии петроглифов Саймалуу-Таша ученые выделяют несколько стилей, существенно отличающихся один от другого, так к древнейшему принято относить геометрически теневой, т.е. битреугольный стиль, где изображение животного дается в виде двух соединенных треугольников или прямоугольника (3 - 1 тыс. до н.э.). Замыкают экспозицию по времени - петроглифы "скелетной" техники с их простейшими линейными обозначениями статичных и одиноких фигур и условными геометрическими знаками (1 - 8 века нашей эры).
Автор: Федько Виктор Николаевич: Исследователь древних цивилизаций, краевед
Продолжение следует…
Обсудим?
Смотрите также: